“Газпром” считает необходимым оптимизацию объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок со стороны государства, говорится в статье в корпоративном журнале “Газпром”, опубликованной на сайте холдинга.
НЕКОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК
В статье отмечается, что существенный рост объемов добычи газа независимых производителей (НП) не смог способствовать развитию реальной конкуренции.
“Использовав недостатки нормативных актов, НП прочно осели в северных и восточных регионах и сейчас через заключение долгосрочных договоров принимают меры по закреплению монопольной ситуации на многие годы”, – говорится в статье.
В ней отмечается, что создатели новых региональных монополий не имеют достаточных стимулов для участия в эффективной спотовой и фьючерсной торговле газом и вряд ли будут особо приветствовать выход на торги своих потребителей.
“Таким образом, толерантность “Газпрома” позволила независимым существенно увеличить продажи и, соответственно, добычу голубого топлива в ущерб развитию конкурентного рынка (что, по странному недоразумению, дало повод многим аналитикам рассуждать на тему преимущества частных газовых компаний перед государственными). Прогноз указывает на то, что эти тенденции будут усиливаться. В условиях ограничения потребления газа в стране “Газпром” вынужден и дальше неуклонно расширять доступ независимых к своей газотранспортной системе. При этом действующий в отношении “Газпрома” запрет на продажу газа по ценам, отличным от утверждаемых ФСТ оптовых, снижает его конкурентные возможности”, – говорится в статье.
Моделирование будущих торгов газом на ЭТП и бирже показывает, что при сохранении сложившейся ситуации цены на них будут существенно ниже цен ФСТ РФ, а доминирующими покупателями станут предприятия регионов, расположенных вблизи от мест добычи. При этом на территориях западных и южных регионов образуется переизбыток газпромовского голубого топлива по регулируемым ценам, вытесненного из восточных субъектов РФ дешевым биржевым газом. Зафиксированные в этих условиях ценовые индексы биржевой и электронной торговли не будут отражать реальных издержек по добыче и транспортировке газа и не станут объективными индикаторами рынка.
“Зато появится искушение объявить такого рода цены “рыночными” и “объективными” с последующим предложением взять их за основу при индексации регулируемых оптовых цен на последующий год. В итоге “Газпром” будет нести существенные убытки как от продажи газа ниже регулируемой цены на бирже и ЭТП, так и от реализации его по ценам ФСТ в регионах с перекрестным субсидированием”, – говорится в статье.
При этом, данные явления будут иметь место на фоне наблюдающегося в последние годы снижения платежной дисциплины со стороны предприятий комбыта и потребителей республик Северного Кавказа. В результате, потребуется решение вопроса либо о компенсации этих убытков за счет федерального бюджета или за счет повышения цен для населения и бюджетных организаций, либо о существенном снижении налоговых, дивидендных и прочих поступлений от Группы “Газпром” в бюджеты.
“Возможно, придется подвергнуть секвестру инвестпрограмму “Газпрома”. Наконец, расчеты МЭР по ценообразованию, прописанные в “Сценарных условиях…”, подвергнутся существенному искажению, обусловленному не рыночными, а совершенно искусственными причинами”, – отмечается в статье.
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ
Избежать такого рода негативных последствий, говорится в статье, можно только одним способом, а именно предварительно подготовив российский рынок газа к биржевой и электронной торговле. Поэтому, как говорит начальник управления по реализации электронных форм торговли газом ООО “Газпром межрегионгаз” Александр Петров, “если ранее мы провозглашали формулу “электронная площадка + биржа + совершенствование рынка газа + принятие нормативных актов по аукционной торговле”, то в нынешней ситуации приоритет должен быть отдан только одной теме – “совершенствование рынка газа”.
“Помимо таких очевидных мер, как ликвидация перекрестного субсидирования и отмена постановления № 311, необходимо вмешательство государства и принятие политического решения по оптимизации объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок. Если государственная политика, как это указано в “Сценарных условиях…”, направлена на поэтапное умеренное повышение цен на природный газ, то запланированные цифры по добыче целесообразно оптимизировать с учетом реальностей рынка. Такая мера не может рассматриваться как “нерыночная”, поскольку если ее не принять, то газоснабжение пойдет в сторону, обратную макроэкономической политике, которая направлена на формирование эффективной рыночной экономики России”, – говорится в статье.
В ней отмечается, что только при условии регулирования объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок в сочетании с крупномасштабным использованием новых форм торговли появится возможность совместить “Сценарные условия…” МЭРа с поручением Владимира Путина организовать биржевые торги газом.
“Тогда и биржа, и ЭТП будут работать не ради самих себя, а на первом этапе – как инструмент регулирования цен, при переходе же на свободные цены – как инструмент их индикации. Объективный интерес к участию в торгах появится и у производителей газа, поскольку там они смогут получить дополнительную прибыль, и у потребителей, поскольку у них появится возможность приобрести дополнительные необходимые им объемы. При этом цены на торгах будут превышать цены ФСТ не более чем на 10-15% в соответствии с показателями МЭРа”, – говорится в статье.
|