К такому выводу пришли эксперты Энергетического центра бизнес-школы Сколково, представившие 14 марта результаты исследования «Перспективы российской нефтедобычи: жизнь под санкциями».
В ходе исследования, которое длилось несколько месяцев, подробно рассматривалось влияние санкций, введенных со стороны США и Европейского Союза, на российский нефтяной сектор, в том числе, на следующие аспекты: ввод новых традиционных месторождений; развитие шельфовых проектов; добыча баженовской нефти; влияние санкций на глобализацию бизнеса российских компаний; реакция российских регуляторов на санкции; сценарный прогноз российской нефтедобычи; влияние санкций на поступления от нефтяных доходов в российский бюджет.
— В данный момент можно говорить о том, что российская нефтяная отрасль адаптировалась к санкциям, и результаты проведенного нами моделирования показывают, что до 2020 года сокращения добычи не предвидится, поскольку основные проекты в «нефтянке» уже профинансированы, — комментирует директор Энергетического центра бизнес-школы Сколково Татьяна Митрова. — Однако текущее стабильное положение дел не должно вводить в заблуждение: начиная с 2020 года, негативные тенденции будут проявляться все более заметно и могут привести к снижению добычи нефти в России на 5% к 2025 году и на 10% к 2030 году от текущих уровней добычи.
По словам Татьяны Митровой, снижение добычи в таких размерах, конечно, не катастрофично для российской экономики, но, тем не менее, достаточно чувствительно.
— Санкции – это долгая история, и для того, чтобы российская нефтяная отрасль могла развиваться в новых условиях, необходимы дополнительные усилия государства и компаний для разработки собственных технологий и производства необходимого оборудования. Инвестиционный цикл занимает минимум пять-семь лет, и для того, чтобы удержать добычу от быстрого падения после 2025 года, инвестировать в наиболее важные технологии необходимо сегодня. Это требует синхронизации усилий регулятора и компаний, создания благоприятных условий и умного управления со стороны государства, поскольку решить комплекс технологических задач, стоящих перед российской нефтяной отраслью в условиях санкционного режима, можно только посредством совместных действий, — подчеркнула она.
|