После полугода безуспешных переговоров с Турцией “Газпром” второй раз за этот период фактически заморозил проект южного маршрута поставок газа в Европу. Монополия расторгла контракт с итальянской Saipem по прокладке первой нитки газопровода “Турецкий поток” за несколько дней до начала работ. Тем самым строительство отложено как минимум до следующего года. По мнению источников, монополия теперь сделала ставку на северный — через Балтику — вариант поставок газа в Европу в обход Украины, пишет “Коммерсантъ”.
South Stream Transport B.V., принадлежащая “Газпрому” проектная компания по строительству газопровода “Турецкий поток”, объявила о расторжении контракта с итальянской Saipem по прокладке первой нитки через Черное море. “Решение продиктовано невозможностью достичь соглашений по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта “Турецкий поток”",— говорится в сообщении компании. В Saipem подтвердили, что “Газпром” расторг контракт в одностороннем порядке по пункту, не связанному с нарушением условий со стороны итальянской компании, то есть монополии придется выплатить компенсацию. Акции Saipem на Миланской бирже в результате упали на 2,3%, бумаги “Газпрома” на ММВБ подорожали на 1,6%.
Объем контракта, заключенного еще для другого проекта южного газопровода в Европу South Stream, составлял $2,2 млрд, прокладка должна была начаться в октябре 2014 года. Но Болгария не дала разрешение на строительство South Stream, из-за чего в декабре проект был заменен трубой в Турцию. С тех пор по начало июня два трубоукладочных судна Saipem — Castoro Sei и Saipem 7000 — простаивали в болгарской Варне. “Газпром” оплачивал Saipem простой, расходы, по расчетам издания, до июля составили около $270 млн. Собеседники на рынке говорили, что “Газпром” дорожит контрактом, так как Saipem уже получила все разрешения на прокладку трубы у итальянских властей, а в условиях западных санкций нет гарантий, что это удастся снова. Наконец, в июне Castoro Sei вышел из Варны и добрался до Анапы, где в ближайшие дни должен был начать строительство “Турецкого потока”.
На этом фоне расторжение контракта выглядит весьма неожиданным. Хотя “Газпром” уверяет, что намерен продолжать проект, отсутствие подрядчика означает, что прокладка первой нитки начнется не раньше 2016 года. У компании есть контракт со швейцарской Allseas на прокладку второй нитки, но нет разрешения швейцарских властей.
По данным издания, “Газпром” всерьез рассматривает вариант привлечения в проект российского “Межрегионтрубопроводстроя” (МРТС), уже обсуждался вариант, при котором МРТС проложит 220 км подводной части газопровода в турецкой экономической зоне, тогда как Saipem построит первые 660 км (в том числе наиболее сложные глубоководные участки) в российских водах. По словам источников, для МРТС сейчас строятся в Сингапуре два трубоукладочных судна, первое будет готово в декабре, но они не предназначены для работы на глубоких водах. В МРТС отказались от комментариев. “Все работы по морской части остановлены, и никто не может сказать, когда они возобновятся”,— уверяет один из собеседников.
Еще месяц назад “Газпром” говорил, что первая нитка “Турецкого потока” заработает к концу 2016 года. Но, по мнению участников отрасли, разрыв контракта с Saipem является еще одним следствием резкого изменения стратегии монополии по поставкам газа в Европу в обход Украины. В середине июня компания объявила о намерении строить Nord Stream-2 мощностью 55 млрд кубометров по дну Балтийского моря, и если этот проект будет реализован, для прекращения транзита через Украину достаточно будет одной нитки “Турецкого потока” из планировавшихся четырех. “Газпром” уже приостановил работы на “Южном коридоре”, тем самым ограничив возможную мощность “Турецкого потока” вдвое, до 32 млрд кубометров. Накануне объявления о расторжении контракта с Saipem, 8 июля, глава “Газпрома” Алексей Миллер провел в Германии очередные переговоры по Nord Stream-2. Переговоры же по соглашению с Турцией, которые очень тяжело шли последние полгода, почти остановились. Министр энергетики РФ Александр Новак вчера подтвердил, что “не установлены никакие сроки (строительства “Турецкого потока”.— ред.)”.
С учетом планов по строительству Nord Stream-2 у “Газпрома” появляется пространство для маневра в переговорах с Турцией, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ. По его мнению, в случае успеха монополия сможет задействовать для прокладки первой нитки “Турецкого потока” контракт с Allseas. Но, подчеркивает Мария Белова из Vygon Consulting, теперь “Газпром”, скорее всего, не начнет прокладку газопровода до тех пор, пока не получит от Турции твердых гарантий участия в проекте.
|