Проблемы с несвоевременной доставкой нефти обернулись для РЖД многомиллионными исками. «Транснефть» подала на железнодорожную компанию в суд и намерена взыскать понесенные убытки. Трубопроводная монополия оценила ущерб в 53,8 млн руб.
«Транснефть-Логистика» («дочка» «Транснефти») подала два иска в Арбитражный суд Забайкальского края к «Российским железным дорогам» (РЖД) на общую сумму 53,8 млн руб. Причина исков — несвоевременная поставка грузов. Согласно материалам Арбитражного суда, обе жалобы были поданы 3 августа. В одном заявлении сумма исковых требований составляет 34,6 млн руб., в другом — 19,2 млн руб. Предварительные заседания назначены на 3 и 6 сентября, пишет РБК daily.
За день до подачи исков «Транснефть» предъявила РЖД публичные претензии. Как сообщалось, из-за большого скопления вагонов на разъезде Хмыловский была приостановлена погрузка нефти на станции Грузовая, из-за чего под угрозой был график поставок нефти в рамках проекта Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). «Транснефть» обвиняла РЖД в монополизме и грозилась подать жалобу в ФАС и Транспортную прокуратуру. В конце июля РЖД, используя свое монопольное положение, в одностороннем порядке ввели лимиты на оформление порожних вагонов по станции Хмыловской и ограничили маршруты движения вагонов, утверждал представитель «Транснефть-Логистики». На что РЖД отвечали, что выгрузка нефти остановлена из-за несвоевременного оформления перевозочных документов.
Кроме того, на полигоне Дальневосточной и Забайкальской дорог простаивало более 4350 порожних вагонов-цистерн назначением Сковородино и 800 цистерн в ожидании оформления по станции Грузовая, указывали железнодорожники. Причем 1900 вагонов оставлены на инфраструктуре Забайкальской дороги из-за невостребованности под погрузку.
Президент РЖД Владимир Якунин заверил, что ситуация находится под контролем. Он обещал обеспечить перевозку грузов, требуемых для выполнения экспортных обязательств «Транснефти». «Сейчас под разгрузкой находится 10 тыс. вагонов. Это как раз то количество, которое необходимо, чтобы загрузить морские мощности», — говорил глава РЖД. В настоящее время, сообщала «Транснефть», ситуация с поставками через порт Козьмино стабилизировалась.
«Транснефть-Логистика» не комментирует подачу исков к железнодорожной монополии. В РЖД подтвердили, что претензии связаны с возникшим конфликтом в начале августа, однако от комментариев тоже отказались. «До тех пор пока мы не получим определение суда, говорить не о чем», — сказали в госмонополии. Впрочем, представитель РЖД отметил, что это далеко не единичный случай, когда «Транснефть» и ее структуры пытаются решить подобную проблему через суд. В картотеке Арбитражного суда Москвы действительно имеются десятки исков компании «Востокнефтетранс» («дочка» «Транснефти») к РЖД на предмет взыскания пени за просрочку доставки груза.
Не исключено, что «Транснефть» подготовила иски заранее, а ситуация со срывом погрузки стала поводом для действий монополиста, считает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Впрочем, по его словам, логичнее было бы обратиться сначала в антимонопольную службу. Тогда решение в пользу «Транснефти» имело бы в суде преференциальную силу.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская считает, что подавать иски на РЖД — биться головой о стену. У монополии существует глобальная проблема в нехватке пропускных мощностей. Решение проблемы требует прежде всего времени и огромных инвестиций, деньги на которые РЖД получают от тарифов и госдотаций, объяснила г-жа Садовская.
|